История одного очень интересного памятника.
Многие из нас, ныне живущих в Екатеринбурге, понятия не имеют, каким был наш город 50 или 100 лет тому назад. Прогуливаясь по городу, особенно по центральной части - исторической - его части, частенько задаешься вопросом: кто и когда построил тот или иной особняк, поставил тот или иной памятник, монумент.
В один из летних вечеров я проходил мимо памятника погибшим уральским коммунарам, который в народе именуют» вечным огнём». Мне стало интересно, почему он стоит именно здесь, в самом «сердце « Екатеринбурга. Поэтому я обратился к разного рода архивным сведениям и за мнением компетентных специалистов. В результате поисков удалось узнать очень много нового и интересного, связанного с историей появления монумента.
Оказалось, что не так давно, в июле этого года, организация «УралСейсмоЦентр» проводила комплексные исследования верхней части разреза (поверхности земли глубиной до 15 метров) на территории всего сквера, где и находится" вечный огонь. Аналогичные изыскания ранее (1999-2000 годы) были выполнены Уральским филиалом «Геон» под руководством Владимира Степановича Дружинина на Ганиной яме - искали ненайденные останки семьи последнего российского императора Николая II: Марии и Алексея.
Так вот, сотрудники этой организации во главе с директором по науке УралСеймсоЦентра Владимиром Дружининым искали в сквере места возможных захоронений людей, в том числе коммунаров. Именно эта версия является основной ,благодаря которой в сквере на пересечении улицы Репина с проспектом Ленина и появился памятник.
К работе ГОУ НПП «УралСейсмоЦентр» подключил ведущие институты страны, которые так или иначе связанные с изучением грунта. Так, в исследованиях сквера принимали участие ПНИИИС (Производственный научно – исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве),Институт геофизики УрО РАН , Московский госуниверситет имени Ломоносова (его сотрудники, в частности, проводили газогеохимическую съёмку на предмет обнаружения захоронений) и НПО «Геотех».
« В своей работе мы применяли современные технологии, которые широко используются в мире, поэтому, надёжность результатов наших исследований достаточно высока, - отметил Владимир Дружинин. – Мы использовали, в частности, георадар, который просвечивает землю глубиной до 15 метров на предмет инородных тел. Мы обнаружили много аномальных обьектов, часть из которых связана с органическими останками (массовыми захоронениями), другая часть имеет явно техногенную природу. Для возможной идентификации массовых захоронений с жертвами белого террора в период Гражданской войны и последующие годы были привлечены исторические и архивные материалы. Удалось установить, что первое массовое захоронение – в 1919 году – находилось в самой западной части сквера; именно на этом месте был установлен памятник. Не исключено, что в том же месте в дальнейшем и продолжали хоронить людей. Нами обнаружено не менее четырёх объектов, расположенных в западной части сквера, в левой стороне от современного памятника, установленного в 1959 году в честь сороковой годовщины освобождения Урала от Колчака».
Самый важный вывод, который сделали учёные, - захоронения людей, располагаются в районе самого монумента, а ориентировочно в 50 метрах к югу от него. То есть если смотреть не памятник с проспекта Ленина, то захоронения будут по левую руку.
Примечательно то, что именно на том самом месте, где и обнаружили исследователи останки людей, стоял памятник уральским коммунарам. Это было ещё в далёкие 1920 годы. Он представлял собой шар, на котором располагалась фигура обнажённой девушки. Это был в полнее стандартный монумент для той эпохи, когда советская творческая интеллигенция фанатично использовала в своих работах стиль ню. Почему памятник убрали, а потом поставили совершенно новый и тем более совершенно на другое место – выяснить не удалось!
Однако есть целый ряд предположений, который подтверждают краеведы и историки. Одно из них связано с тем, что сменилась эпоха и, соответственно, стиль ню ушёл в небытие. Другое, более правдоподобнее связано с тем, что шар с девушкой имел далеко неэстетичный вид, а сам памятник был «спрятан» за деревьями сквера. Тогдашнее руководство города решило перенести памятник на то место, где он сейчас и располагается. – Видимо, для того, чтобы он вписывался в общую канву проспекта Ленина. Причём «вечный огонь» появился ориентировочно полвека назад. До этого здесь хотели построить Театр драмы, даже разработали и утвердили проект нового здания. Но по каким-то непонятным причинам от его реализации отказались. Вообще вся история сквера в период советской власти окутана большими тайнами, разгадать которые не могут даже специалисты.
Тем не менее, современный памятник погибшим коммунарам, как удалось выяснить, стоит не совсем на том месте, где ему положено быть. Поэтому было бы справедливо перенести монумент в том виде, в котором он находится сейчас, на место захоронений коммунаров, К тому же это придаст стимул городским властям обустроить территорию рядом с памятником. Ведь монумент пользуется повышенным спросом у молодожёнов, которые в день свадьбы приезжают в сквер. Для удобства «посетителей» можно установить скамейки, а для автомобилей свадебных картежей организовать удобный подъезд и парковочные места.
С другой стороны, возвращение памятника на прежнее место будет своеобразным восстановлением исторической справедливости, нарушенной в послевоенные годы. Такое решение, скорее всего, будет учитывать интересы подавляющего интереса горожан, а также станет показателем уважения нынешним поколением своих предков. В этой ситуации не имеет никакого значения деятельность тех, кто покоится на территории сквера.
ОЛЕГ ГЛАЗАЧЕВ.
«АиФ - Урал» №51 2006г.